Advances and Main Results

Laboratory of Molecular Biology Of Cell

Main Results

Over the years of more than 60-year existence of the laboratory, the conception of structural-functional chlorophyll organization in chloroplast, heterogeneity of its pigment stock and character of pigment relations to chloroplast carbon and phosphorus were stated. Radio-active isotopes of carbon and phosphorus were applied in Belarus for the first time in studying biosynthesis of pigments and their organization in chloroplast membranes. Interaction of chlorophyll and carotenoid biosynthesis was revealed.

The basic unity of molecule structure in protochlorophyll pigment of higher angiosperms was proved. Protochlorophyllide was revealed to be a direct precursor of chlorophyllide.

Dark conversion of protochlorophyllide was performed by an enzymatic way in higher plants. Chlorophyll-free character of the relationship between the amount of recovered protochlorophyllide and light intensity was established.

The ability of evergreens to synthesize photosynthetic pigments at temperatures below 0ºC was revealed.

Constancy of chloroplast morphological integrity under any period of leaf vegetation was proved.

Interrelation between reduction in the photosynthetic activity of an evergreen leaf in ontogenesis and decrease in the functioning activity of pigment biosynthesis system, associated with disturbance in optimum chlorophyll organization in chloroplast membranes, was detected.

It was established that a short-waved protochlorophyllide form absorbing light at 634 nm was a precursor photoactive protochlorophyllide during ontogenesis. Research work on studying biophysical mechanisms of photoreceptor processes in animal and plant organisms were proceeded.

In the field of visual reception, the structural dynamics of rhodopsin and photoreceptor membranes was studied. Photoregulatory reactions were investigated in photoreceptor cells under photocontrol of Ca2+-flows within membrane compartments. The cGMP bound state in rod outer segment was revealed, with specific centres of its binding being identified in photoreceptor membrane. Metabolism of phosphoinositides in photoreceptor membranes was studies, with the regulatory role of inositol triphosphate being shown under its effect on intracellular Ca2+ stores.

Genes of regulatory proteins of human retina and lymphocytes were cloned. A complete coding cDNA sequence of Csk protein tyrosine kinase was obtained from human (Homo sapiens) blood lymphocytes. The method for diagnosing diseases of organs of vision was developed based on PCR analysis of Csk-tyrosine kinase gene.

The method for detecting restriction fragment length polymorphism (RFLP) was developed for revealing RYR1 gene mutation associated with malignant hyperthermia in animals.

The works are under way for determining genotoxicity of carbon nanotubes used in electronic industry.

In the field of plant photoreception, an original technique was developed for extracting photoreceptor phytochrome protein from plant tissue. Conformation differences in red and far-red photoreceptor farms were detected by some physicochemical approaches.

Final stages of phytochrome phototransformation were studied by flash photolysis and nanosecond spectroscopy that made it possible to describe the so-called pool of “late intermediates”. Phytochrome control of Ca2+ flow efficiency in plant cell was detected. Ca2+ was shown to be a basic mediator of information exchange during intracellular signaling. Metabolism distinctions of phosphoinositides and cyclic nucleotides were show in plant cell. The nature and role of some intermediates in the transduction chain of phytochrome and phytohormonal effects were revealed.

Vectors for insertion plant mutagenesis were designed with T-DNA jointly with the Institute of General Genetic named after N.I.Vavilov at the Russian Academy of Sciences. Genetic constructions were designed for posttranscriptional inhibition of phytochrome gene expression using techniques of antisense RNA. Tobacco transgenic plants with low content of phytochrome A were produced that made it possible to get new information on the role of this protein in photocontrol mechanisms at the molecular-biological level in plant cell. Genetic constructions were designed for posttranscriptional modification of phospholipase C gene expression in plant cells. Potato transgenic plants of Byelorussian cultivars expressing one of the cecropin P1 gene forms were produced jointly with the Branch of the Institute of Bioorganic Chemistry at the Russian Academy of Sciences. Genetic constructions were designed for synthesizing cecropin-mellitin hybrids in potato plant cells.

Inventions

Seven inventor’s certificates and two patents of the Republic of Belarus for a useful model were issued, with twenty-five designs being applied in practice.

Instrument Engineering

Elaboration, design and reconstruction of some instruments and installations were performed in the laboratory:

  • installation for recording and quantifying leaf phytochrome in vivo was designed based on spectrophotometer modification;
  • installation for studying reversible phytochrome phototransformation;
  • laboratory specimen of photobiosensor based on Clark oxygen electrode;
  • attachment to spectrophotometer for specimen cross-illumination;
  • computer installation for measuring aequorine chemiluminescence enabling recording of intracellular calcium ion concentration in studying the role of secondary mediators in the transduction chain of light and phytohormonal signals in cell;
  • installation for semi-automatic measurement of enzyme activity;
  • attachment to spectrophotometer for gel scanning;
  • spectrophotometer computerization for quantifying plant pigments;
  • stirring installations for microorganism growing.

Top

Достижения

Лаборатория молекулярной биологии клетки

Достижения лаборатории

  • За годы более, чем 60-летнего существования в лаборатории сформулированы представления о структурно-функциональной организации хлорофилла в хлоропласте, гетерогенности его пигментного фонда, характере связей пигмента с белками и липидами хлоропласта. Впервые в Беларуси применены радиоактивные изотопы углерода и фосфора в исследовании биосинтеза пигментов и их организации в мембранах хлоропластов. Обнаружено взаимодействие биосинтезов хлорофилла и каротиноидов.
  • Доказано принципиальная идентичность строения молекул протохлорофиллового пигмента высших покрытосеменных растений.
  • Установлено, что протохлорофиллид является непосредственным предшественником хлорофиллида в цепи синтеза хлорофилла.
  • Доказано постоянство морфологической целостности хлоропласта при любой длительности вегетации листа.
  • Выявлена взаимосвязь между снижением фотосинтетической активности вечнозеленого листа в онтогенезе и уменьшением активности функционирования системы биосинтеза пигментов, сопряженным с нарушением оптимальной организации хлорофилла в мембранах хлоропластов.
  • Установлено, что в процессе онтогенеза предшественником фотоактивного протохлорофилида является коротковолновая форма протохлорофиллида, поглощающая свет при 634 нм. Получили развитие работы по изучению биофизических механизмов фоторецепторных процессов в животных и растительных организмах.
  • В области зрительной рецепции изучена структурная динамика зрительного пигмента родопсина и фоторецепторных мембран. Исследованы фоторегуляторные реакции в фоторецепторных клетках при фотоконтроле Са2+-потоков в пределах мембранных компартментов. Установлен связанный характер цГМФ в наружном сегменте палочки, идентифицированы специфические центры его связывания в фоторецепторной мембране. Изучен обмен фосфоинозитидов в фоторецепторных мембранах, показана регуляторная роль инозиттрифосфата при его действии на внутриклеточные Са2+ депо.
  • Клонированы гены регуляторных белков сетчатки и лимфоцитов человека. Получена полная кодирующая последовательность кДНК тирозинкиназы семейства Csk из лимфоцитов крови человека Homo sapiens. Разработан метод диагностики заболеваний органов зрения на основе ПЦР-анализа гена Csk-тирозинкиназы.
  • Разработан метод детекции полиморфизма длины рестрикционных фрагментов (ПДРФ) для выявления мутации по гену RYR1, ассоциированной со злокачественной гипертермией у животных.
  • Проведены работы по определению генотоксичности углеродных нанотрубок, используемых в электронной промышленности.
  • В области фоторецепции растений разработана оригинальная методика выделения фоторецепторного белка фитохрома из растительной ткани. С использованием ряда физико-химических подходов установлены конформационые различия красной и дальнекрасной форм фоторецептора.
  • С помощью флеш-фотолиза и наносекундной спектроскопии изучены заключительные стадии фототрансформации фитохрома, описан так называемый пул «поздних интермедиатов». Установлен фитохромный контроль эффективности Са2+ потоков в растительной клетке. Показано, что Са2+ выступает в роли основного посредника обмена информацией в ходе внутриклеточной сигнализации. Показаны особенности метаболизма фосфоинозитидов и циклических нуклеотидов в растительной клетке. Установлена природа и роль ряда интермедиатов в цепи трансукции фитохромных и фитогормональных эффектов.
  • Совместно с Институтом общей генетики им. Н.И. Вавилова РАН (ИОГен РАН) сконструированы векторы для инсерционного мутагенеза растений с помощью Т-ДНК. Созданы генетические конструкции для посттранскрипционного ингибирования экспрессии гена фитохрома с использованием техники антисмысловых РНК. Получены трансгенные растения табака с уменьшенным содержанием фитохрома А, что позволило получить новую информацию о роли этого белка в механизмах фотоконтроля на молекулярно-биологическом уровне в растительной клетке. Созданы генетические конструкции для посттранскрипционной модификации экспрессии генов фосфолипазы С в клетках растений. Совместно с филиалом Института биоорганической химии РАН получены трансгенные растения картофеля белорусских сортов, экспрессирующие одну из форм гена цекропина Р1. Созданы генетические конструкции для синтеза цекропин-меллитингвых гибридов в клетках растений картофеля.
  • Установлена зависимость от световых условий роста растений ферментативной активности фосфолипазы D и участие фоторецептора фитохрома, фитогормонов и ряда внутриклеточных интермедиатов в механизмах светового контроля ферментативной активности фосфолипазы D в растительной клетке.Освоен синтез немодифицированных олигонуклеотидов, создана лаборатория по производству ДНК-праймеров.
  • Разработаны методы получения и наращивания биомассы мезенхимальных стволовых клеток с высокой жизнеспособностью из различных источников, технологии их индуцированной дифференцировки, технологии приготовления клеточных биопрепаратов на биодеградируемых матрицах, методы криозамораживания и криохранения.
  • Изучен метаболизм порфиринов в стволовых клетках и особенности их функционирования в условиях гипоксии
  • На базе научно-исследовательской группы биологии стволовой клетки создан Центр клеточных технологий, имеющий современную производственную базу для получения стандартизованных клеточных трансплантатов с высокими функциональными характеристиками. Производство соответствует международным стандартам GMP.
  • Открыт Республиканский научно-медицинский центр «Клеточные технологии» (РНМЦ).

Изобретения

По разработкам лаборатории получено 9 патентов РБ, осуществлено 25 внедрений разработок в практику.

Приборостроение

В лаборатории осуществлена разработка, создание и реконструкция ряда приборов и установок:

  • на основе модификации спектрофотометра создана установка для регистрации и количественных измерений фитохрома в листе in vivo;
  • установка для изучения обратимой фототрансформации фитохрома в образцах;
  • лабораторный образец фотобиосенсора на основе кислородного электрода Кларка;
  • приставка к спектрофотометру для кросс-иллюминации образцов;
  • компьютеризированная установка для измерения хемилюминесценции экворина, которая позволяет проводить регистрацию внутриклеточной концентрации ионов кальция при изучении роли вторичных посредников в цепи трансдукции световых и фитогормональных сигналов в клетке;
  • установка для полуавтоматического измерения активности ферментов;
  • приставка к спектрофотометру для сканирования гелей;
  • компьютеризация спектрофотометра для количественных измерений растительных пигментов;
  • устройства перемешивающие для выращивания микроорганизмов.

В лаборатории имеется оборудование:

  • Комплекс оборудования для микроэррэй-анализа,
  • ДНК-синтезатор MerMade-4 (BioAutomation Corp., США),
  • Спектрофотометр Nanodrop 2100С (Thermo, США)
  • Система для вертикального и горизонтального гель-электрофореза (Bio-Rad Laboratories, США)
  • Система гель-документации VersaDoc (Bio-Rad Laboratories, США)
  • Калибровочный денситометр GS-800 (Bio-Rad Laboratories, США)
  • Роботизированная протеомная станция «Xcise» (Shimadzu Biotech, Япония)
  • MALDI-TOF-масс-спектрометр Axima-CFR plus (Kratos Analytical, Великобритания)
  • Система для полусухого электроблоттинга Trans blot turbo transfer system (Bio-Rad Laboratories, США)
  • Универсальный анализатор VICTOR2™ (PerkinElmer, Inc., США)
  • Хроматографическая система Biologic LP (Bio-Rad Laboratories, США)
  • Проточный цитофлуориметр FACSCanto II (Becton Dickinson, США)
  • Флуоресцентный микроскоп Olympus IX71 (Olympus, Япония)
  • Амплификатор для ПЦР в режиме реального времени CFX-96 (Bio-Rad, США)
  • Ультраморозильник HFU 586 (Thermo Scientific, Германия)
  • Ультраморозильная камера ULTF-1400 (Arctiko, Дания)
  • Проходной автоклав Systec DX 90 Series 2D (Systec, Германия)
  • Суховоздушный стерилизатор SWOF-50 (DAIHAN Scientific, Ю. Корея)
  • Машина для термозапечатывания роторного типа Hawo-800 (Германия)
  • Переносной термостат Cryologic (Cryologic, Австралия)
  • Термостат INCUCELL 55 Standard (MMM Medcenter, Германия)
  • СО2-инкубатор CO2CELL 190 Comfort (MMM Medcenter, Германия).

К началу страницы